676790, Амурская область, рабочий поселок (пгт) Прогресс, ул. Пушкина, 7, тел.: 8 (41647) 4-46-46 | Смотреть на карте

Глава пгт. Прогресс

Провоторов Сергей Михайлович

Обязанности хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Экспресс-опрос

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится с целью определения перечня ограничений и факторов, влияющих на принятие решения о получении "Дальневосточного гектара".

НАЧАТЬ ОПРОС

Обязанности хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать законодательство об охране атмосферного воздуха.
Вместе с тем, не всегда деятельность хозяйствующих субъектов отвечает установленным требованиям. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что причиной сложившейся ситуации является незнание основных положений законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, необходимо иметь в виду, что стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
- источники с организованным выбросом (организованный источник);
- источники с неорганизованным выбросом (неорганизованный источник).
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
Примером источника с организованным выбросом, которых большинство, является дымовая труба котельной и иных нагревательных установок, труба вытяжной вентиляции и т.п.
Для целей теплоснабжения может быть использовано различное топливо: уголь, дрова, мазут. Однако вне зависимости от вида топлива деятельность по эксплуатации оборудования сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Так, при сжигании дров в атмосферу попадают взвешенные вещества, что возлагает на юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по эксплуатации источников выбросов, исполнять определенные требования.
Прежде всего, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) следует провести инвентаризацию источников выбросов, то есть систематизацию сведений о наличии источников выделения и источников выбросов, о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории, о качественной и количественной характеристике выбросов и иных. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу утверждена Госкомприроды СССР, 1991 г.
Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций. Периодичность проведения такой инвентаризации – один раз в пять лет.
Затем во исполнение ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ необходимо разработать нормативы предельно допустимых выбросов. Это можно сделать силами предприятия или сторонней организацией по договору. Требования к содержанию нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению содержатся в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия, утвержденных Госкомгидрометом СССР 28.08.1987. Документ оформляется в виде проекта нормативов предельно допустимых выбросов, которые устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. Реко
Далее проект нормативов предельно допустимых выбросов подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе, которую проводят аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели.
После проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы необходимо представить в территориальный орган Роспотребнадзора заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Регламенту, который утвержден приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775, а также результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Следующим этапом является обращение в управление Росприроднадзора по Амурской области для установления нормативов предельно допустимых выбросов. Необходимым условием для этого является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Завершает процедуру получения разрешительной документации обращение с заявлением, а также утвержденными и действующими нормативами предельно допустимых выбросов в уполномоченный орган. Определение такого уполномоченного органа осуществляется на основании приказа Минприроды России от 12.07.2016 № 392 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Амурской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»: если объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя находятся в этом перечне, то за получением государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора, а если объекты отсутствуют – то в министерство природных ресурсов Амурской области.
В дальнейшем при осуществлении хозяйственной деятельности необходимо соблюдать условия, содержащиеся в разрешении на выбросы.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ при отсутствии разрешений на выбросы, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в установленном порядке.



Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура

← Назад в раздел